Дети

Плохой аппетит у ребенка

.:: 07.08.2006
Тарелки для детей

Одна из самых частых жалоб, с которыми родители обращаются к врачу, - это жалоба на плохой аппетит у ребёнка. Волнение родителей по этому поводу вполне понятно, так как каждая мать знает, что хороший аппетит - показатель здоровья детей. Аппетит понижается при многих заболеваниях, но при этом отмечаются и другие признаки болезней, которые обычно не ускользают от внимания взрослых. В этих случаях при обращении к врачу устанавливается тот или другой диагноз, назначается соответствующее лечение, и аппетит с выздоровлением ребёнка восстанавливается.

Причины плохого аппетита у ребёнка

Плохой аппетит может наблюдаться и у совершенно здоровых детей. Для того чтобы понять, чем вызвано нарушение аппетита, необходимо знать, от чего он зависит.

Процесс пищеварения регулируется нервной системой. В головном мозгу имеется пищевой центр, состояние которого определяет чувство голода или сытости. Если пищевой центр находится в состоянии возбуждения, человек испытывает чувство голода. Угнетение, торможение пищевого центра ведёт к потере аппетита.

Как возбуждение, так и торможение пищевого центра связано с изменением состава крови, которая омывает этот участок мозга. Обеднение крови питательными веществами приводит к возбуждению пищеварительного центра, откуда оно передаётся слюнным железам и железам, отделяющим желудочный сок, а также соответствующей мускулатуре.

В результате пищеварительные железы выделяют сок, ребёнок начинает энергично сосать, а дети более старшего возраста, пытаются схватить бутылочку с молоком или ложку с едой. После еды наступает фаза торможения пищевого центра, что связано с изменением состава крови и наполнением желудка, от которого, в свою очередь, идут сигналы к пищевому центру, вызывая его торможение. Выделение соков пищеварительными железами уменьшается, снижается возбудимость жевательной и другой мускулатуры. Если пища предлагается ребёнку в этот момент, он от неё отказывается.

Иногда взрослые, как будто бы придерживаясь режима в питании, в промежутках между кормлениями, при едва появившемся желании есть, дают детям пирожки, булочки, печенье, а также сладкое. Это плохо, так как гасит появившееся возбуждение пищевого центра, и в результате ко времени следующего кормления ребёнок есть не хочет: у него нет аппетита.

Порой родители допускают ошибку, давая ребёнку в больших количествах продукты, содержащие высокие дозы витаминов, полагая, что такая пища полезна. Хотя витамины, содержащиеся в различных сырых фруктах и овощах, действительно играют большую роль в процессах обмена веществ, они ни в коей мере не покрывают потребность организма в основных питательных веществах, к которым относятся белки, жиры и углеводы. Более того, витаминные соки и фрукты, даваемые бесконтрольно, в любых количествах и не в качестве десерта после еды, а между кормлениями не только не заменяют молока, яиц, мяса, овощей, но и способны снизить аппетит ребёнка в часы питания.

Большое значение для нормального аппетита имеет правильно организованный режим сна и прогулки на свежем воздухе. Дети, которые в силу тех или иных причин гуляют мало, обычно страдают плохим аппетитом.

К снижению аппетита приводит и слишком калорийная, обогащённая жирами пища, так как жир, вводимый в больших количествах, тормозит отделение желудочного сока, нарушает эффективность переваривания и усвоения белков.

Плохой аппетит у детей может быть связан с пониженной секрецией слюнных желёз, это подтверждает и затруднённость глотания. В этом случае надо приучить ребёнка есть небольшими порциями. Можно давать во время еды небольшое количество воды, чтобы пища смачивалась и е легче проглатывалась.

Иногда ребёнок, если он сыт и его пищевой центр находится в состоянии торможения, отказывается даже от вкусно приготовленной пищи. В этом случае не следует прибегать к различным уловкам, запугиваниям или насильственному кормлению. Принудительное кормление приводит к тому, что у ребёнка вырабатывается отрицательная реакция на приём пищи. В таких случаях ребёнок сжимает губы, отталкивает тарелку, отрицательно качает головой, выплёвывает пищу изо рта и т. д. Продолжение кормления в этих условиях часто ведёт к рвоте (обильному срыгиванию) как проявлению невроза.

Очень часто родители, стремясь во что бы то ни стало накормить малыша, пытаются отвлечь его внимание: рассказывают сказки, поют и даже танцуют вокруг стола. Иногда этим на время удаётся ослабить активность оборонительного рефлекса, и ребёнок вяло проглатывает предложенную ему пищу. Однако он не испытывает никаких вкусовых ощущений и не получает удовольствия от еды. При этом не происходит выделение необходимого количества желудочного сока и пища гораздо хуже переваривается и усваивается по сравнению с той, которая съедена с аппетитом.

Кормление ребёнка в обстановке нервозности и суеты, которую создают родители, далеко не способствует улучшению аппетита. У детей так же, как и у взрослых, могут наблюдаться некоторые колебания аппетита, поэтому не нужно огорчаться, если ребёнок при очередном кормлении съел меньше чем обычно.

Причиной снижения аппетита может явиться нерегулярное опорожнение кишечника. Язык при этом покрыт серым налётом, вкусовые ощущения снижены. В этом случае необходимо позаботиться об устранении запоров.

Внезапное ухудшение аппетита - часто первый признак заболевания ребёнка. Снижение аппетита у больного ребёнка - защитная, приспособительная реакция организма, предохраняющая кишечник от перегрузки. К тому же, и об этом нельзя забывать, пищевая разгрузка необходима в первые дни любого более или менее тяжёлого заболевания раннего детского возраста.

Стремление накормить больного малыша «любыми средствами» вредно для организма. Оно может лишь выработать отрицательную реакцию на еду. В результате ребёнок, у которого до заболевания был прекрасный аппетит, теряет его после выздоровления. Иногда появляется расстройство кишечника, связанное не с дисбактериозом, как думают некоторые мамочки, а повышенной нервозностью ребёнка. Если ребёнок заболел, ему нужна спокойная обстановка, тёплое питье, любовь и ласка, а не принуждение к еде и истерики по поводу пропавшего аппетита.

Как избежать ошибок в прикорме малоежки

Есть несколько правил, которых родители должны придерживаться в кормлении малыша.

1. С введением прикорма надо постепенно приучать ребёнка к новым для него видам пищи. Перед кормлением грудью в течение нескольких дней давать пробовать несколько чайных ложек нового блюда, постепенно увеличивая его количество, и заканчивать кормление снова у материнской груди.

2. Кормить детей любого возраста нужно всегда в определённые часы, для того чтобы у них постепенно вырабатывался условный рефлекс, способствующий отделению пищеварительных соков еще до начала кормления. Благодаря этому пища будет лучше перевариваться в желудке.

К моменту кормления ребёнок должен хорошо проголодаться, только в этом случае может возникнуть положительная реакция на еду. Однако грудных детей целесообразнее кормить не по часам, как было принято у наших мам и бабушек, а по требованию. Для малютки главный стимул для еды - голод, как наиболее сильный возбудитель выделения желудочного сока.

Детей постарше часто не уговоришь на обед по той простой причине, что они увлечены игрой, мультфильмами и т. п. Значит, надо сделать так, чтобы и кушать тоже было интересно. В этом может помочь игра «накормим мишку», или забавная детская посуда. Купите ребёнку кружечку в виде слоника или тарелочку в форме бабочки. Но интерес к такой посуде потихоньку угаснет, тогда слоника может сменить жираф, а бабочку – рыбка.

3. Ребёнок должен садиться за стол в спокойном состоянии, а не разгорячённый и запыхавшийся после игры, или зарёванный после ссоры. Важно, чтобы он не был возбуждён, раздражён или утомлён.

Если вы гуляете, то старайтесь за 20 - 30 минут до кормления вернуться с прогулки. Если играете, то отвлеките его от возбуждающих игр, почитайте книжку. Нельзя внезапно прерывать игру малыша и сразу же после этого начинать кормление, т. к. как, не захотев отрываться от игры, малыш будет кушать неохотно. Или так поторопится быстрее вернуться к игре, что поест не жуя.

Кроме того, ввиду особенностей центральной нервной системы ребёнок не может быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, а при попытке заставить его это сделать начинает капризничать, плакать.

4. Чтобы настроить малыша на еду, перед каждым кормлением соблюдайте определённый «ритуал» - приготовьте место для еды, мойте руки, повязывайте салфетку.

В возрасте от 1,5 лет и старше надо приучать ребёнка к сервировке стола, предлагая ему убрать все на своём месте, вытереть его, постелить клеёнку и салфетку, принести стул и посуду. Выполнение таких поручений закрепляет привычку готовиться к обеду. Впоследствии становится обязанностью ребёнка, создаёт у него определённую настроенность и улучшает аппетит. Кстати, если садик, куда ходит ваш малыш, действительно хорош, то там обязательно обучают даже самых маленьких накрывать на стол, а не просто держать вилку.

5. Никогда не давайте между кормлениями различные сладости и мучное, даже сладкий чай, так как перекус снимает возбудимость пищевого центра. Но за полчаса – час до обеда можно дать ребёнку некислый фрукт – яблоко или грушу. Кислый фрукт или сок, например, апельсиновый нужно давать после или во время еды.

Волкова Ирина

Похожие статьи
Copyright © 2006-2024 La-Vida.Ru
 :: Условия использования сайта