Дети

Кризис семилетнего возраста

.:: 05.03.2009
кризис семилетнего возраста

Мой сын первоклассник, ему семь с небольшим. Он рос, как и все дети, ничем особо не выделяясь. Как у всех детские капризы в трёхлетнем возрасте, с которыми было довольно легко справиться, и как у всех яркие открытия в жизни: «почему это…, а почему то…».

Сын благополучно подготовился к школе, занимался целый год в специальной группе, но особо не напрягался. Дети из его подготовительной группы уже ходили в кружки и секции, а я, помня себя в пятилетнем возрасте (три вида занятий пять раз в неделю), решила, что сыну такого не желаю. Я хотела, чтобы у ребёнка было «детство».

Если бы он захотел, то, разумеется, я бы записала его в кружок или секцию, но ему это было неинтересно.

Подводя разговоры к школе, я пыталась объяснить сыну, что любого ребёнка ждёт стандартный план обучения, ведь средняя школа в нашей стране обязательна! Объясняла, что школу надо принимать как должное, и если задание не получается, его нельзя просто взять и не выполнить.

И вот начались занятия. Не сказать, чтобы сложно, сын, казалось, все понимал, а что не понимал, я объясняла своими словами дома. Занятия домашними уроками составляли не больше 30-40 минут, с перерывами, не считая чтения книг.

Так, незаметно прошло две четверти. Но, несмотря на простоту обучения, интересные и разнообразные игры в классе, лёгкость общения с одноклассниками, я видела, что сын становится раздражительным и злым.

Утро начиналось хмуро, даже если я будила ребёнка весело, всегда с поцелуем и ласковым обращением. Я старалась не замечать его хмурого лица, на выражение недовольства терпеливо объяснять, почему так, а не иначе.

И чем больше у меня терпения и спокойствия, тем больше у него агрессивности. Одно время у меня опускались руки. Был случай, когда у сына не получалось рисовать, он раскидал карандаши, порвал альбом, и раскричался, обвиняя всех и вся, грозя уйти из дома. Я спокойно выслушала, потом посадила его себе на колени и также спокойно объясняла почти час, что есть ДОМ, в котором он нужен, есть семья, рассказывала, что не у всех всё хорошо получается с первого раза, вспоминала смешные примеры из своего детства.

Каждый раз, мои долгие разъяснения имели определенный успех, сын успокаивался, соглашался. Но через некоторое время все повторялось. Дважды я выходила из себя: когда он пнул кошку и замахнулся на меня кулаком. Тогда, я отшлёпала его по полной программе, о чём жалела не раз!

После этого случая мы вынуждены были обратиться к детскому психологу. Результатами беседы и последующей корректировки хочу с вами поделиться.

Специалист мне озвучил, что я и так понимала и ожидала услышать – кризис семилетнего возраста.

Признаки налицо: раздражительность, вспышки агрессии, быстрая утомляемость, тревожность, низкая самооценка, повышенная возбудимость или наоборот, заторможенность.

Как следствие ребёнок не желает учиться, ходить в школу, делать уроки, а если у него недостаточно благополучные отношения со сверстниками, то проблемы усугубляются истериками, слезами, всплесками гнева. В подобных ситуациях необходима личная консультация психолога.

Кризис детского возраста, в чем причины?

Все очень банально – ребёнок взрослеет. Он уже школьник, на него ложится некая ответственность, он в новой социальной группе, в новом мире, и этот мир уже недетский. А в душе он ещё ребёнок!

Ему внушают – ты большой, ты должен то и должен это! А ему, как в песне - «гулять охота».

Кроме того, появляются новые страхи и не все из них понятны родителям.

Ребёнок боится выходить в школе к доске, получить плохую оценку, не получить признания сверстников, возвращаться один из школы домой. Может появиться страх не понять предмет, т. е. страх неизвестного. Все это у разных детей выражено в разной степени, зависит от крепости нервной системы, черт характера. Кому-то из детей безумно неприятно выступить хуже других в классе, кому-то страшно, а не влетит ли от папы ремнём.

В начальной школе после детского сада в глазах ребёнка поменялось все – распорядок дня и нагрузки. Раньше можно было поболеть и посидеть дома с бабушкой, сейчас небольшой насморк не повод пропускать школу.

Конечно, есть каникулы и выходные, но они не отменяют ни страхов, ни ответственности, а порой и подогревают их, ведь впереди новое, более сложное! Пожалуй, единственные каникулы – летние, которые в силу своей длительности позволяют расслабиться.

Выход из кризиса у младших школьников

Как говорится, лучше профилактика, чем лечение. И это верно, в любом случае. Ребёнка надо готовить к школе заранее. Я, не отдав сына в кружок или секцию в подготовительной группе, пожалела об этом. Дополнительные занятия дисциплинируют. Просто не надо кидаться в крайности и пытаться стремительно обучить своё дитя перед школой английскому, танцам или игре на скрипке, но какое-то одно дополнительное занятие нужно выбрать.

Что касается подготовки к школе по программе, то это очень скользкая тема. И вот почему. Многие мамы стремятся отдать ребёнка в лучшую школу, лучший класс к лучшей учительнице, которая в свою очередь устраивает конкурс, отбирая самых способных детей.

Но, чаще всего, «поднатаскав» ребенка к школе, дальше мама отпускает его в свободное плавание. Конечно, учительница его приняла, маме надо работать, дитятко наше умное, само все освоит. И получается, что в первые месяцы школьного обучение ребёнок блистает, - он уже выучил счёт до сотни, быстро читает по слогам, умеет пересказывать текст.

Но если дома не заниматься в том же энергичном духе, все время на опережение программы, то редкий ребёнок окажется в состоянии сам держать заданный темп.

В результате из умненького мальчика, которого учительница ставила в пример, он превращается в обычного среднего ученика. Всё - кончились похвалы, а программа усложнилась.Поэтому, занимаясь с ребенком, держите один и тот же темп и ритм. Есть такие самородки, исключительные дети, способные заниматься самостоятельно, которые с пелёнок осваивают все сами, но таких единицы.

С большинством детей надо заниматься или контролировать самостоятельное выполнение заданий. Вовремя перераспределять нагрузку. Чередовать занятие и отдых, игры и спорт. И при этом все время стараться поддерживать интерес.

Что касается ответственности, дисциплины, и определённых правил, то ребёнок должен чётко знать слова ДА и НЕТ с младенчества. С первым проще, сложнее со вторым. Cлово "нет" ребенок часто не знает, или не понимает.

Самое разумное это самой следовать своим правилом, как маме. То ест, если уж вы решили для себя, что не будете давать конфет и лимонад ребёнку до определённого возраста, не делайте исключения под хорошее настроение или выпрашивание.

При этом на каждое "нет" должно быть понятное объяснение. Не отрицание и запрет, потому что маме так хочется, а развёрнутое объяснение: "нельзя, смотреть телевизор больше 30 минут, потому что…" .

Кризис детского возраста наступает, как правило, в двух случаях:

  • при появлении страхов, недоверия и неуверенности в окружающем мире и людях;
  • при установлении собственной независимости и отстаивании своей самостоятельности.

Все остальные случаи рождаются из этих двух. Так, погрешности воспитания, одна из самых распространённых причин выраженного кризиса у ребёнка в определённом возрасте.

Представьте себе, если дочке с рождения внушали, что она самая лучшая, красивая, неотразимая, совали ей в рот серебряную ложку и целовали пяточки. Принцесса подросла, и оказалась самой обыкновенной девочкой в классе, такой же, как десяток других. У ребёнка начинается осмысление себя в новом качестве, и так рождается кризис.

Только тут есть погрешности и в самовоспитании взрослого. Боже мой, как хочется иногда отшлёпать непослушное чадо! И как сложно перебороть себя, взять в руки и не сорваться! Изо дня в день объяснять, что такое хорошо, и что такое плохо!

А именно родительское поведение копирует ребёнок в первую очередь. Всегда, когда есть возможность только на собственном примере пытайтесь доказать, как надо поступать. Не поднимайте руку на сына или дочь! Вспомните ремень на собственной детской попе и свою обиду на родителей.

Легкие способы выхода из кризиса

Собственный пример поведения, это лишь часть преодоления кризиса. Нужны и другие способы. Иногда нужно устроить день веселья и смеха, просто разнообразить череду хмурых эмоций взрывом позитива.

В такие дни можно поехать к бабушке, особенно если она очень позитивный человек и может, пользуясь мудростью и опытом, поднять всем настроение.

Иногда не хватает именно беззаботности и веселья, чтобы разрядить напряжённость после уроков, экзаменов, ответственных заданий. Нужна смена обстановки, взрыв положительных эмоций. Если этого нет, то отвлечься и перераспределить энергию помогают спортивные занятия.

Иногда, помогает введение каких-то новых и совершенно неожиданных решений. Например, ваш новоиспеченный школьник встает в первый же день каникул злой и раздражённый: "Ну вот опять чистить зубы и умываться". Терпеливо ждем, когда он позавтракает. Он хмуро бузит что-то себе под нос: не то масло на булке, чай слишком горячий…

Наконец, мамино терпение кончилось, прикрикнем на него: "Ну сколько можно злиться! Так, собираем всю злость в кулачек и поедем, закопаем ее в огороде." Прыгаем вокруг ребёнка с полотенцем, совершая ритуалы фокусника, потом торжественно протягиваем ему это полотенце, завязанное в тугой узел. На лице у мальчонки, как минимум удивление.

А дальше поступаем исходя из возможностей – едем закапывать полотенце на дачу, в парк, в лес, куда возможно. Главное, внести элемент игры и отвлечь от плохого настроения.

Если возникает ситуация, когда негативные эмоции накаляются, держать и копить их в себе невозможно, необходимо, чтобы ребёнок не срывался на окружающих, а выплеснул их на что-то нейтральное. Пригодится маленькая боксерская груша, ее можно пинать и кидать.

Научите ребёнка играть и дружить

Детские психологи утверждают, что агрессивность у детей связана, в том числе, и с неумением играть! Особенно играть в коллективе.

Это очень важный момент в жизни, который иногда пропускают дети, оберегаемые родителями от садика или детских площадок. В общей игре, ребёнок учится примерять на себя роли, учится содружеству, побеждать и проигрывать.

Если малыш этого не постиг, он не способен поддерживать игру и оказавшись в новом коллективе. Дети его игнорируют, а он пытается привлечь внимание к себе всяческими выходками, порой очень агрессивными.

Поэтому так важно, чтобы ребёнок начал общался со сверстниками как можно раньше. И это общение не должно ограничиваться одним братиком или сестрёнкой, это должна быть группа детей (детский сад или кружок).

Малыш должен понимать, что внимание окружающих может быть приковано не только к нему! Однако если ребёнок склонен к раздражительности или проявляет агрессивные действия, то игры в коллективе не должны носить соревновательный характер. Нужно исключить провоцирование соперничества, до тех пор, пока ребёнок не освоится в обществе других детей и не поймёт, что он лишь часть его. Что можно брать и отдавать, дарить и получать, быть лучшим или таким же, как все...

Наталья Рудина

Похожие статьи
Copyright © 2006-2024 La-Vida.Ru
 :: Условия использования сайта