Дети

Демонстративный ребенок

.:: 30.04.2010
Демонстративный ребенок

Демонстративность – это черта личности, которая проявляется в потребности ребенка привлекать внимание к своей персоне.

У маленьких детей позитивная демонстративность влечёт желание декларировать стихи, что-то рассказывать, хвастаться умениями, показывать свои таланты: «а посмотрите, что я умею!» Негативные демонстрации проявляется в криках, слезах, крушении и швырянии предметов, топанье ногами и т. п.
И те и другие проявления удивительным образом сочетаются в одном маленьком человечке.

Демонстративные дети очень эмоциональны, они умеют корчить рожицы, любят покривляться, и сопровождают свою речь активной жестикуляцией. Любят фантазировать, придумывать рассказы и истории из жизни про себя, причём верят в то, что сами только что придумали.

Иногда дети начинают привлекать внимание, преувеличивая свои заболевания. Они жалуются на боли в животе, головную боль, вполне реальна и рвота. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить дитя вниманием.

В школе такие дети часто стремятся к лидерству. Активно ведут себя на уроках – тянут руку, даже когда не знают ответ, выкрикивают с места, отвлекают других детей. Любым способом стараются отличаться от остальных.

Патологическая форма демонстративности – истерическое расстройство личности, когда ребенок теряет контроль над собой, способен рыдать, биться, вплоть до судорог и обморока. Это форма невроза и необходимо обратится к психотерапевту.

Помимо внешнего поведения, демонстративность можно увидеть в детских рисунках – они изобилуют мелкими деталями, прорисовками. Человек на рисунке будет красочно или экстравагантно одет, подчёркнуты украшения, детали туалета, родинки, татуировки. Обратите внимание на рисунок – на автопортрете ребёнка (8,5 лет) не просто человек в форме, а бравый офицер, с медалями на груди, очень точно прорисованы пряжка, кокарда, аксельбант. Количество деталей столь велико, что демонстративность в рисунке очевидна.

автопортрет

Расположение рисунка на листе тоже о многом говорит. Так, если рисунок расположен в верхней части листа, или крупно во весь лист, это может быть свидетельством высокой самооценки, или демонстративным завышении самооценки (ребёнок при этом неуверен в себе).

Иногда потребность быть центром внимания настолько велика, что обычные воспитательные меры, а даже угрозы наказанием, не действуют. Так, ребенок беспардонно вмешивается в разговор взрослых, хотя прекрасно осведомлён, что перебивать нехорошо. Теребит, дёргает за руку, а если мать не обращает внимания, найдёт лучший способ, чем крик, например, залезет в ближайшую лужу. Самое интересное, что даже наказание ребёнок воспринимает как награду, ведь он добился, чего желал – внимания.

Демонстративный ребёнок желает объять собой все окружающее его пространство любой ценой, он знает, что получит похвалу, благодарность и улыбки, если сделает доброе дело, окажет помощь или проявит свои навыки и умения. Но если ни добрые дела, ни умения не оцениваются должным образом родителями, то благородные стремления и позитивный настрой быстро исчезают (если они были). Остаются другие способы привлечь внимание – покрасить волосы в зелёный цвет, проткнуть пупок, начать курить, объявить всем о готовности сбежать из дома.

Положительная демонстративность проявляется у детей старшего возраста в желании выделиться в школьных оценках (круглый отличник), проявлять идеальное поведение, подчёркнуто вежливое обращение, следование деловому стилю одежды (костюм, галстук, портфель или папка вместо рюкзака).

Не стоит забывать, что демонстративность – это свойство личности, а не привычка, и избавится от неё невозможно. Она будет проявляться неизбежно в положительной или отрицательной форме в ответ на различные жизненные ситуации.

Поэтому наша задача, во-первых, оказать ребёнку поддержку в семье. Обозначая определённые недостатки, подчёркивать достоинства. Ругая за проступки, хвалить за достижения, силу воли, умения. Помочь разобраться в страхах и тревогах, иными словами, проявить полное понимание.

Во-вторых, научить ребёнка слушать других людей. Для этого сами умейте внимательно выслушать его, не перебивая, дети копируют поведение взрослых. Старайтесь разговаривать с ним на равных. Не во все взрослые разговоры допускаются дети, но обязательно придумывайте темы, в которой могли бы принимать участие все члены семьи, нужно дать возможность высказаться каждому, даже самому маленькому. Если ребенок не перебивает, похвалите его за это скажите, как вы гордитесь, что он умеет себя вести достойно. Чаще читайте ему вслух, можно читать по очереди или по ролям. Давайте слушать ребенку аудиокниги.

В-третьих, найдите ту область деятельности, где ребенок мог бы максимально проявить себя, обрести уважение и признание окружающих. Ищите секции и кружки, где талант вашего ребёнка может развиваться и быть оценён по достоинству (признан преподавателями). Те области, где потребность в демонстративности будет максимально удовлетворена.

Дети с сильной демонстративностью могут идеально себя чувствовать в театральной студии. Здесь свою роль играет не только выступление на публику, а перевоплощение, творческое начало, возможность войти в самые разные образы. Это может быть и художественная школа и музыкальный класс. Важно чтобы ребёнок получал удовольствие от своих занятий, и не ощущал принуждения.

Однако если демонстративность сопровождается повышенной тревожностью, страхами и заниженной самооценкой, ребенку очень сложно отдаться любому делу с лёгкостью, тяжело вливаться в новый коллектив, он заведомо будет ждать опасности. Ему необходимо помочь.

Для начала подыщите кружок или секцию, куда ходят дети младшего возраста или ровесники вашего. В коллективе с более старшими детьми неуверенность может закрепиться, так как успех на фоне тех детей становится более сомнителен. Исключите на первое время соревновательный элемент. Если в секции принято устраивать состязания, договоритесь с тренером избегать больших соревнований, ограничиваясь обычными тренировками.

Постарайтесь сходить на консультацию к психологу, он поможет выявить степень тревожности или страхов и разобраться в причине их возникновения.

Не бойтесь перехвалить ребенка и избаловать его вниманием, если вы объективно оцениваете его поведение и способности, умеете указать на недостатки тактично, так чтобы не повлечь разочарование, а стимулировать к покорению нового рубежа, самомнение не будет гипертрофированным или заниженным. На все негативные проявления негативной демонстрации, реагируйте как можно спокойнее.

Татьяна Есеева

Похожие статьи
Copyright © 2006-2024 La-Vida.Ru
 :: Условия использования сайта