Дети

Почему ребенок жадничает

.:: 14.07.2011
почему ребенок жадничает

Как еще прикажете называть детей в возрасте от года до трёх, которые ни за что и никому не хотят отдавать никакого своего «имущества»?

Спокойная, мирная картина: мамы, счастливые, что детки здоровы и можно погулять в такой тёплый денек, смешные карапузы, сытые и довольные, копошатся в песочнице - строят замки... Вдруг Юра хватает экскаватор, с помощью которого Павлик как раз сгребал песок — и в мгновение ока настроение детей меняется. Каждый тянет игрушку к себе, не отпускает, оба возмущённо вопят: «Отдай! Это моё!»

Моя игрушка - часть меня

Дети в возрасте от года до трёх отождествляют себя с предметами, к которым привязаны. Они неуверены в себе: ребёнок, прижимая к себе любимого плюшевого зайку, ощущает, что неразрывно связан с ним, следовательно, тот, кто хочет отобрать игрушку, угрожает и малышу, который не может с этим мириться.

Хочу такую, как у него!

Детям приходиться определять своё место в мире, и опытным путём выяснять, что в жизни важно, а что нет. При этом они ориентируются на других. Поэтому красная машинка, которой играет «коллега по песочнице», важнее и лучше своей синей. Следовательно, ребёнок немедленно захочет такую же, даже если через две минуты она уже будет валяться в углу.

Теперь я похож на...

Для маленьких детей вещи олицетворяют их обладателя. Это становится ясно, например, когда мальчик показывает на дедушкины очки и говорит «деда».

Тот, кто хочет походить на вызывающего восхищение «первого парня в песочнице», должен завладеть хотя бы его игрушкой.

Смотрите, какой я герой!

Дети знают о различиях между понятиями «моё» и «твоё», однако истолковывают их каждый раз по-своему. Если в центре внимания находятся они сами, то им принадлежит все, чем они играют, а другим только то, чем они позволяют им играть.

Каждый из перечисленных моментов соответствует определенному аспекту развития сложной возрастной категории от года до трёх, поскольку сейчас самое важное — формирование собственного Я.

Процесс развития личности включает и первоначальную веру детей в то, что вещи не только принадлежат им, но и являются их частью — такое расширенное понимание Я, включающее в себя и различные предметы. Это наблюдают все родители, а когда в детскую комнату сына или дочери впервые входит другой ребёнок и начинает трогать игрушки. «Захватчика» некоторое время недоверчиво рассматривают, а затем изгоняют из детской яростными воплями.

У маленьких детей еще нет эмоциональной зрелости, которая позволила бы им поставить себя на место товарища по играм и подумать: «Как бы чувствовал себя я, если бы кто-то стал меня прогонять?» Дети в возрасте до трех лет защищают свою собственность и тем самым — самих себя.

Инстинкт собственника имеет важное значение, являясь, по сути, элементом эволюционной стратегии выживания. В раннем детском возрасте борьба за какие-нибудь вещи (предметы) символизирует поиск ответов на центральные вопросы: могу ли я настоять на своих желаниях? Как далеко я могу зайти, где границы между мной и другими?

Научившись ходить и говорить, ребёнок стремится расширить свою автономию — в том числе и тем, что защищает от других какие-либо вещи, как свою собственность.

Такие же конфликты, как с товарищами по играм, возникают и дома с родителями. Разница лишь в том, что заботливые и доброжелательные взрослые часто не воспринимают их всерьез или уступают. Когда ребёнок не хочет отдавать связку ключей, требует, чтобы ему дали в руки собственную ложку, или вместе с мамой, обязательно попеременно откусывает булку, речь тоже идет о понятии «мое — твое».

С родителями, в атмосфере защищенности ребёнок лишь тренируется, а в контакте с другими детьми он познает «суровую действительность». Поэтому взрослым надо как можно меньше вмешиваться в споры детей из-за игрушек, лучше подождать и посмотреть, не уладят ли малыши проблему самостоятельно.

Это относится и к игровой площадке, где ребёнок находится в обществе чужих детей, и к детской комнате — в случае, когда старший отнимает что-либо у младшего или, наоборот, младший досаждает старшему. Если, к примеру, старший брат из ревности отнимает у малышки игрушку в отместку за то, что родители уделяют ей больше внимания, то вмешательство родителей: «Оставь ее в покое, ведь она еще маленькая!», лишь укрепляет его оценку ситуации.

При конфликтах с чужими детьми бесполезно встречать плачущего ребенка словами: «Учись постоять за себя, отбери своё ведерко!» Лучше утешить его без какой-либо оценки, например, так: «Да, мальчик отобрал у тебя ведерко, конечно, это обидно». Так, огорченный ребёнок утверждается в своём чувстве, а на основе этой уверенности попробует сам вернуть игрушку, и в дальнейшем постарается избегать общения с задирой, или обратит свой интерес на что-нибудь другое. Родителям надо стремиться видеть в таких спорах возможность обучения ребёнка.

la-vida.ru

Похожие статьи
Copyright © 2006-2024 La-Vida.Ru
 :: Условия использования сайта