Дети

Как привить любовь к чтению

.:: 08.08.2012
как привить любовь к чтению

В современном мире доступного телевидения, игр компьютерных и на мобильных телефонах, очень сложно найти ребёнка, по-настоящему увлекающегося чтением книг.

Учителя в школе разводят руками, и сокрушаются: как мало дети читают! Внимают к родителям: заставляйте читать! Дают списки литературы на лето. Но осенью выясняется, что «по-честному» почти никто не читал.

Родители, в свою очередь, уповают на школу, не в силах заставить ребёнка увлечься книгой. Что делать? И нужно ли приучать ребёнка к чтению?

Для чего нужно читать

Вся прелесть чтения – это погружение в некий мир сказок или приключений, другой реальности или эпохи. Книги – источник знаний, они расширяют кругозор, дают ребёнку представление о мире, людях, характерах и судьбах. Создают образ героев и злодеев, позволяют оценивать поступки и отождествлять их с собой.

Все то же самое может дать и телевидение, различные художественные и документальные фильмы, интернет-публикации. О том, так ли нужно читать, часто спорят на форумах различных сайтов, приводятся самые различные доводы «за» и «против», но очень редко упоминается один из важных аргументов, который перевешивает в сторону незаменимости книг. Это – воспитание грамотности!

Процессы познавания орфограмм у школьников разнообразны – это слуховое восприятие, речевые кинестезии (проговаривание) и зрительное восприятие. Для развития грамотности ребёнка важно использовать все три формы обучения. Чем больше органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память (по К.Д. Ушинскому).

А Вы любите читать?

Из всех доступных ребёнку источников информации, только чтение книг помогает зрительному восприятию правописания. Более того, при формировании грамотного письма, зрительный фактор стоит на первом месте. Ребёнок может не знать некоторых правил, не иметь представления о значении некоторых слов, но он научится правильно писать и говорить, если будет достаточно много читать. Согласитесь, поколение людей, выросшее на книгах, без компьютеров и телевизора, намного грамотнее, чем поколение, в чьей жизни книги заменили интернет, мобильные игры и телевизор.

Если вы со мной согласны, остаётся вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению книг.

как привить любовь к чтению

Но прежде зададим себе вопрос, а с кого берут пример наши дети? Читаете ли вы сами, что именно и когда? Можно сколько угодно перекладывать ответственность на школу, но воспитание начинается все-таки с семьи.

Ребёнок будет подражать, прежде всего, родителям. Если вы сами не помните когда держали в последний раз в руках книгу, а большую часть времени проводите за компьютерными играми или перед телевизором, то на этом можно поставить жирную точку.

Итак, дальше вопрос стоит обсуждать только с теми родителями, кто читает сам, или готов читать в дальнейшем.

Как заинтересовать ребенка чтением

Большим удобством, в помощь читающим, стала доступность книг в различных форматах, их можно скачать в интернет-библиотеках, или читать прямо с экрана компьютера. Выбрать книгу – не проблема, электронные книги позволяют устанавливать любой шрифт и показывают картинки. Все, как в настоящих книгах, плюс – можно читать прямо в кровати и, не включая свет.

Осталось только заинтересовать ребёнка. Здесь надо забыть о списках литературы на лето. Никакой «обязаловки» и навязчивости. Чем больше мы настаиваем, тем, как правило, больше отталкиваем.

Пусть ребёнок читает то, что ему интересно. Можно читать книги о любимых героях из мультфильмов и сказок. Особенно ребёнка заинтересует, если в книге есть продолжение историй, которые он смотрел по телевизору.

Если он незнаком с героями книги, то очень важно подобрать такую книгу, чтобы она вызывала эмоции – удивление и восхищение. Именно эти чувства заставляют остро представлять события, описываемые в книге. Удивление вызывает любопытство, а оно, в свою очередь, интерес. И только интерес способен заставить ребёнка читать.

Любимые герои книг и мультфильмов

Вам надо помочь сыну или дочери найти тех героев, чьи приключения привлекут их внимание. Гарри Поттер, Алиса Селезнева, Незнайка, Карлсон, Артемис Фаул, Хоббит и другие. Важно лишь то, чтобы книга была не похожа на комиксы, а являлась настоящей литературой.

Прежде чем отдать книгу ребёнку начните читать сами, если в книге что-то вам не нравится, например, русский перевод, оригинальные выражения, то лучше и не предлагать ее ребёнку. Например, не всем детям, кому полюбился мультфильм «Артур и минипуты», понравится одноименная книга по стилю написания (переработанный сценарий Люка Бессона).

Или произведение «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского – весьма специфичная сказка или волшебная повесть для детей. Ни в коей мере не хочу критиковать автора, это произведение стало классикой, но оно способно заинтересовать с первых страниц далеко не каждого ребёнка, вспомните: старинный Петербург, описание пансиона и его порядков и т. д.

Знаменитый Марк Твен, в написании «Приключения Тома Сойера» даёт очень интересные (для старших подростков и взрослых) описания природы, быта, эмоций, но это моментально отвлекает младшего ребёнка от образов героев, и становится неинтересно. К тому же автор слишком часто употребляет сложные предложения, отчего текст не читается с лёгкостью: «Потом совесть упрекнула ее, и ей захотелось сказать что-нибудь ласковое и хорошее; но она рассудила, что это будет понято как признание в том, что она виновата, а дисциплина этого не допускает».

То же касается книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», она преследует слишком серьёзные для детского восприятия цели, ее жанр, скорее сатира (высмеивающая человеческие и общественные пороки), чем приключения.

Простые правила книголюбия

Вспомните свои детские впечатления от книг, что вам не нравилось, а что привлекало, и постарайтесь учесть это в выборе книг для своих детей. Можно начать читать книгу по очереди, но если у ребёнка не возникло желания продолжать самому, значит, ему скучно.

  • Читайте больше вместе друг другу.
  • Удивляйтесь героям и их поступкам, смейтесь вместе с ребёнком.
  • Ругайте и хвалите действующих лиц. Важно представлять героев живыми, почувствовать их, как друзей или врагов.
  • Обсуждайте прочитанное.
  • Предложите ребёнку нарисовать героев книги, какими они ему представляется, если не умеет рисовать, пусть опишет словами.
  • Включайте воображение и элементы игры.
  • Загадывайте, угадывайте, сочиняйте продолжения вместе с ребёнком.

Если вы все еще не можете найти времени читать своим детям вслух, попробуйте включать им аудиосказки и рассказы, которые читают профессиональные актеры или чтецы. Прослушивание не заменит собственного прочтения книги, но может помочь на первых порах, т. к. учит ребёнка строить свои образы, рисовать в уме картины, представлять героев, то есть развивает воображение, чего не дает просмотр мультфильмов и фильмов.

Что можно почитать детям

Вы, как никто другой, знаете своего ребёнка, и представляете какой герой, события и жанр могут заинтересовать его. Одних детей увлекают приключения и расследования, других – судьбы и поступки, третьих – юмористические ситуации.

Кстати, если у вашего ребёнка совершенно нет интереса к чтению, то именно с юмористического жанра стоит начать. Из классики - это рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, Андрея Усачева.

Замечательные книги с юмором:

Ефим Чеповецкий «Мышонок Мыцик» (для детей 6-7 лет),

Эдуард Успенский «Гарантийные человечки» (герои - крошечные человечки, живущие дома в бытовых приборах и девочка Таня, которая мечтала их увидеть),

Эдуард Успенский «Меховой интернат» (повесть-сказка о необыкновенной школе, где ученики – забавные звери, а учительницей четвероклассница Люся),

Дмитрий Суслин «Валентинка», «Сокровище с неба» и др. (для младших школьников, про двух братьев, школьников Лешку и Димку),

Ирина Пивоварова «О чём думает моя голова» (книга состоит из рассказов о двух подругах-третьеклассницах),

Михаил Зощенко «Маленькие хитрости» (весёлые рассказы для младших школьников),

Аркадий Аверченко «Вопросы воспитания» (юмористические рассказы о перевоспитании избалованного мальчика Киси, доверчивую девочку Верочку, для младших школьников),

Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» (о школьных друзьях - Вите и Косте, жизни школьников и отношениях друг с другом),

Борис Житков «Я больше не буду!» (сборник рассказов, герои-проказники мальчишки и девчонки),

Аркадий Аверченко «Шалуны и ротозеи» (книга старинная, но от того не менее интересная, юмористические рассказы о мальчиках-гимназистах).

Татьяна Есеева

Похожие статьи
Copyright © 2006-2024 La-Vida.Ru
 :: Условия использования сайта