Доброта — это ласковое, дружеское и заботливое отношение к людям. Не будем говорить за всех, но многие мамочки хотели бы, чтобы их ребёнок был добрым. Казалось бы, все довольно просто, достаточно быть ласковым со своим малышом и он вырастет отзывчивым и сердечным. На самом деле это одно из распространённых заблуждений.
Все потому, что в воспитании ребёнка невозможно не использовать запреты, не всегда возможно быть ласковым, и хоть иногда приходится прибегать к наказанию в виде игнорирования. А начинается психологическое развитие буквально с подгузников.
Малыш играет в кубики, у него не получается собрать башню, или пирамидку, и уже через секунду он в сердцах швыряет игрушки в сторону, а иногда и в маму. Конечно, кинув кубиком в экран дорогого телевизора, малыш ничего не понимает в материальных ценностях, и совершенно бесполезно ему об этом говорить. Даже новость о том, что он больше не увидит мультики, не воспрепятствует дальнейшему швырянию предметов.
Но ребёнку нужно объяснить, что любое разрушение неправильно, нехорошо. При этом Ваши слова не должны подкрепляться эмоциями, то есть ни в коем случае не вызывать у родителей и бабушек улыбку, только огорчение. Ребёнок должен осознавать, что ломая и кидая, он может причинить боль и себе, и другим людям.
Итак, не позволяйте ребёнку разрушать, что бы то ни было, а особенно, чужой труд. Начинайте с песочницы, где малыши с лёгкостью строят домики и лепят куличики, и с такой же лёгкостью ломают и свои, и чужие. Мамы при этом обычно умиляются, или не обращают внимания, что происходит между детьми, и совершают большую ошибку – один безнаказанный поступок влечёт за собой другие.
Дружеское отношение к людям – вторая составляющая воспитания доброты. Друзья у вашего малыша могут появиться с самого младшего возраста. Конечно, понятие «друг» у воспитанников младшей группы детского сада очень расплывчатое.
Сегодня Маша дружит с Катей, завтра не дружит больше с Катей, но дружит с Аней. Если Вы узнаёте в этом своего ребёнка, это не повод для тревог, но повод поговорить с ним на предмет дружбы. Можно обсудить с сыном или дочерью, почему с одними мальчиками и девочками дружат, а с другими – нет.
Объясните, что вести себя по отношению к другим детям надо так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Не хочешь, чтобы тебе в лицо хмурились – улыбнись. Если с тобой не хотят дружить в детском саду, не злись и не переживай, найдёшь друзей во дворе.
Хороший способ приучить ребёнка к заботе о близких, начав с животных. Можно завести котёнка или щенка, если родители готовы взять на себя такую ответственность, ведь ребёнок может заботиться о том, чтобы была наполнена миска с водой или кормом, вычищена клетка, но воспитывать домашнего питомца может только взрослый человек.
Если нет такой возможности, то вспомните, что нуждающиеся в нашей заботе звери и птицы всегда есть вокруг нас. Сделайте вместе с малышом кормушку для синичек и снегирей, - зимой всем птицам не хватает корма. Не проходите равнодушно мимо бездомного пса или кота. Не внушайте своим детям страх и брезгливость к животным, которые волею других людей оказались брошены.
Содержание домашних питомцев не научит ребёнка любить ближнего своего. Вы обращали внимание, сколь безучастна толпа в автобусе или метро, когда никто не уступит место старику или беременной женщине? А ведь у многих из этих пассажиров дома есть кошечка или собачка! Учите детей не быть равнодушным к другим людям, например, пропускать стариков в дверях магазина или подъезда. Совершайте при них добрые поступки сами, помогите соседке донести тяжёлую сумку, выкатить детскую коляску.
Опять-таки с пелёнок ребёнок видит отношение родителей между собой, заботу папы и мамы о семье, вкусном обеде, тёплой одежде. Он должен знать, что мама дарит добрую улыбку, обнимает и ласкает, потому что заботится о своём малыше, и хочет сделать ему приятное.
Никогда не выясняйте отношений и не ругайтесь при детях, не обсуждайте вредную свекровь и ненавистного соседа. Взрослые проблемы в семье пока недоступны детскому пониманию, и ребёнок, не разбираясь в тонкостях отношений. Он видит лишь результат – злость и раздражение или понимание и заботу.
Ребёнок учится заботиться на самых простых примерах, но когда действия взрослых сопровождаются объяснением: «у мамы устали ручки, посиди на стульчике»; «давай не будем говорить громко - папа устал на работе, пусть он отдохнёт»; «бабушка уже старенькая, давай поможем ей, и сходим за хлебом».
Обратите внимание, как дети реагируют на неполноценных или особенных детей? «Очкарик», «косой», «жиряга» — звучит жестоко, и ребёнок должен это понимать. Объясните, что человек не виноват, если непохож на других, как тяжело больному ребёнку, когда в него просто тычут пальцем, или громко спрашивают: «мама, а чего он какой?»
Возможно, будет уместно простыми словами объяснить, что жизнь бывает несправедлива. И если ты слаб сам, не такой, как все, у тебя нет друзей, это не повод злится на окружающих, но повод научится преодолевать трудности, и становится сильнее, терпимее и добрее.
Так уж получается в жизни, что все положительное и доброе приходится долго и терпеливо взращивать в ребёнке, постоянно следить за самим собой, чтобы собственные слова не расходились с примером. Нужно учить детей сочувствовать чужой беде и горю, прежде всего, собственным неравнодушием к другим людям.
Наталья Рудина