Все чаще мы слышим от педагогов, что переходный возраст наступает у современной молодежи значительно раньше, чем 20-30 лет назад. Что же скрывается за этим понятием?
Переходный возраст связан с гормональными перестройками в растущем детском организме, огромная выработка гормона роста и половых гормонов приводят не только к внешним изменениям тела: увеличению груди, росту волос там, где их раньше не было, резкому скачку роста и веса, но и к перемене характера.
Гормональный статус нестабилен, организм похож на музыкальный инструмент, который в будущем может звучать гармонично, но пока не настроен, на нем только пробуются первые аккорды, иногда фальшивые, иногда прекрасные. От этого у ребенка появляются изменения в настроении, то плаксивость, то раздражительность, обидчивость, бурный восторг, сменяющийся плохим расположением.
У девочек обычно половое созревание наступает раньше, в 5-6 классе первыми начинают меняться именно девочки. Вы когда-нибудь заглядывали в социальных сетях на странички 12-летних подростков? А на страничку своего ребенка? Если нет, самое время взглянуть на мир глазами подростка.
Девочки любят фотографироваться, особенно на фоне памятников, фонтанов, скульптур и почему-то на детских площадках, видимо подсознательно влечет в естественную среду обитания. О том, что это фотографии уже не девочек, а девушек говорят позы: ножку вперед, грудь, которая еще даже не выросла – колесом, модная одежда и множество атрибутов, подчеркивающих женское начало: украшения, кокетливый берет, чехол для телефона с сердечками или губками и т. п. мелочи.
Мальчики это возраста еще не вполне догоняют своих сверстниц, они интересуются машинами, спортом, даже если не занимаются спортом сами, их интересуют футбол или хоккей, среди их картинок вы встретите чаще всего скриншоты компьютерных игр или мальчиковых мультиков. У тех, чьи половые гормоны уже начали своё наступление, появляются картинки красоток в бикини, крутых парней в джинсах и с голым торсом.
Поэтому иногда высказывание мамы: «моя дочь, еще не интересуется мальчиками» далеко от истины, если девочку интересуют прически, косметика, украшения и звезды шоу-бизнеса, поверьте, она интересуется, ровно настолько, сколько положено в ее возрасте.
Основными признаками начала переходного возраста становятся следующие поведенческие факторы:
Лет 20 назад многие родители и понятия не имели, о чем думают их дети, что им нравится, о чем они мечтают. Разве что случайные вырезки из журналов, сердечки на полях школьных тетрадей или фальцетный голос поп-кумира в магнитофоне намекали, что ребёнок взрослеет. Сейчас жизнь подростка как на ладони, нужно только захотеть ее увидеть.
Иногда психологи называют переходный подростковый возраст – границей, когда детство заканчивается, а взросление еще не наступило. Это сомнительное утверждение хочется подвергнуть критике, если это граница, то растянется она еще не на один год, и о взрослении нам говорит не половое созревание ребенка, а степень ответственности за свои поступки, способность принимать решения и идти к цели.
Переходный возраст пугает нас, прежде всего, тем, что ребенок начинает выходить из-под контроля, проявлять независимость. Наверно любая мать помнит этот период – у ребенка появились секреты, чаще стала закрываться дверь в некогда распахнутую детскую…
Задача родителей научить ребенка адекватной цене за свою независимость – умению отвечать за свои действия и поступки.
Подводными камнями, мешающими осуществить понимание поколений становиться детский или юношеский максимализм. У детей нет понятия полутонов, у них все либо чёрное, либо белое. Этот плохой, эта хорошая, их пониманию неподвластны пока мотивы и последствия, которые надо рассчитывать на несколько шагов вперед, дети живут понятием только «здесь» и «сейчас».
В этой связи мнение одноклассников и сверстников кажется понятнее, важнее, и постепенно к мнению старших перестают прислушиваться. Поэтому перед родителями встает непростая задача - постараться осознать изменения, начинающие происходить с ребенком, понять причины происходящего, поддерживать и помогать ребенку на пути взросления.
Иногда родителям нужно начинать с оценки самого себя. Как мы знаем из жизни, дети любят своих родителей всякими: добрыми и злыми, больными и здоровыми, старыми и молодыми, но любить не значить уважать и прислушиваться. Чтобы ваши слова хоть что-то значили для сына или дочери, вы должны обладать, прежде всего, авторитетом, примером для подражания и гордостью. И прислушиваться к вашему мнению дети должны не по причине подчиненно-командирских отношений или строго тона, а именно из уважения, которое, несомненно, нужно заслужить.
Татьяна Есеева