Перейти к содержанию
 

Самоучитель Петровой, Урок второй

Гласные буквы I,i и Y, у. Знаки [i], [ai]

Гласная буква I, i обозначает звуки [i] или [ai].

Звук [i] — это краткий звук, приближающийся к русскому [И] в слове иглы.

Звук [ai] — это дифтонг, т.е. два звука, слившиеся в один. Он произно­сится приблизительно как [АЙ] в слове лайка. Буквы I, i согласно которому в закрытом слоге гласные обозначают краткий звук, а в открытом — долгий.

Чтение буквы Y, у в основном совпадает с чтением буквы I, i: в зак­рытых слогах она обычно читается [i]: myth, а в открытых — [ai]: my. Перед другой гласной буквой Y, у передает зрук [j], соответствующий русскому [Й].

Примеры:

[i]: bin, pin, tin, kin, bit, kit, fit

[ai]: line, pine, mile, type, pike, file

Длина звука:

[i:] — это протяжный звук, как в слове ива, если первый Звук произ­нести и-и-ва;

[i] — краткий звук, как в слове тиры.

Значение слов в зависимости от долготы гласного звука меняется:

[i] [i:]
bit кусок beet свекла
fit припадок feet ноги
kin родня keen острый

Гласная буква О, о. Буквосочетание оо. Звуки [о], [ои], [и], [и:]

В закрытом слоге буква О, о обозначает краткий звук [?], в открытом слоге — дифтонг [оu].

[?] — краткий гласный звук, напоминающий [О] в слове тот.

[ou] — напоминает [ОУ] в быстро произнесенном слове клоун. Произ­носится это слово как один слог, с выделением [О] и с очень кратким [У].

Буквосочетание o о передает звуки [u], [u:]. Оно читается [u] перед буквой к и часто перед d, t; в остальных случаях оно обычно читается [u:].

Звук [u] соответсвует русскому краткому [У] в слове ум.

Звук [u:] призносится протяжно у-умный.

Пример:

[?]: on, pot, dog, log, nod

[ou]: pole, note, mode, zone, home

[u]: book, took, look, good, foot

[u:] noon, moon, loom, tool, fool

Буква С, с. Буквосочетание ck. Звук [s]

Буква С, с имеет два чтения: [s] перед буквами i, е, у и [к] — в ос­тальных случаях.

Звук [s] соответствует русскому [С] в слове сосна. Звук [к] соответствует звуку [К] в русском слове какой. Буквосочетание ck также передает звук [к].

Пример:

[s]: cent, lace, pace, ice [ais], city [‘siti]

[к]: cat, cot, cod, cake, cane

Буква G, g. Звуке [g] и [d?]

Перед буквами е, i, у буква G, g обычно изображает звук [d?]. Этот звук соответствует сочетанию [дж]. Его следует произносить очень слит­но и мягко, почти [дьжь].

В остальных случаях буква G, g обозначает звук [g], соответсвующий русскому [Г] в слове голос.

Из этого правила есть немало исключений. Например, два распространенных слова — give [giv] давать и get [get] полу­чать — имеют звук [g], хотя буква g стоит перед i и е. Кроме того, в сло­ве give буква i читается кратко, хотя слог оканчивается на букву с.

Пример*:

[g]: gate, leg, beg, bag, give, get

[dg]: gem, gin, page, age [eid?], gentle, gypsy [‘d?psi]

*помните, что [е] соответствует русскому [Э], а не [Е]

Гласная буква U, u. Звуки [?], [ju:]

Буква U, u изображает звуки [?], [ju:] и иногда [u].

Звук [?] близок русскому неударному [А] в слове камыш. В русском языке этот звук часто обозначается буквой о: мосты, плотва [МАС-ТЫ], [ПЛАТВА]. В английском языке, в отличие от русского, этот звук почти всегда является ударным.

Звук [ju:] соответсвует русскому [Ю], но всегда произносится про­тяжно, как это видно по двоеточию в транскрипции.

Звук [u], соответствующий русскому [У].

Буква U, u в открытых слогах имеет чтение [ju:], в закрытых — [?]. В некоторых словах, в том числе нескольких распространенных, она чи­тается как [u].

Пример:

[?]: tub, nut, cut, bud, mud, under [‘?nd?]

[ju:]: tube, cube, huge, mute, duty [‘dju:ti], unite [ju:nait]

[u]: full, pull, bull, put, bully [‘buli]

Буква Y, у. Звук [j]

Звук Y, у напоминает русский [Й] в слове Нью-Йорк. Он встречает­ся только перед другими гласными звуками. Звук [ju:], соответствующим русскому [Ю]. Он сос­тоит из двух звуков [j] и [u:].

[j?] звучит приблизительно как я в слове яма;

[jo] звучит приблизительно как ё в слове ёлка;

[je] звучит приблизительно как е в слове ел.

На письме звук [j] часто изображается буквой Y, у: yell [jel], beyond [bi’j?nd].

Буква J, j

Буква J, j (не путайте букву J [d?ei] со звуком [j], например: jam [d?aem]; yell [jel]) передает звук [d?], соответствующий русскому сочета­нию [дж]. Раз­ница между буквами G, g и J, i состоит в том, что J, j имеет только од­но чтение [d?], а буква G, g — два: [d?] и [g].

Пример:

[d?]: jam, jump, July, [d?u:’lai], gentle, object [‘obd?ikt], geology [d?i’oladgi]

[g]: go, give, get, glee, clog, mug

Буква S, s. Звуки [s] [z]

Буква S, s передает звуки [s] [z], соответствующие русским [С] и [3] в словах сад, зал.

Буква S, s читается как [s]: 1) в начале слов; 2) перед согласной бук­вой; 3) в конце слов после глухих звуков. Например: sea, best, sleeps.

Буква S, s читается как [z] в конце слов после гласных и звонких сог­ласных между гласными: bells, pens, goes [gouz].

Пример:

[s]: soft, sock, set, sets, beets, tips, tops, must [m?st]

[z]: begs, lads, yells, nose, feeds, deeds, lens, music [‘mju:zik]

Буквосочетание sh, ch. Звуки [?], [t?]

Буквосочетание sh изображает звук [?], соответствукнций русскому [Ш], произнесенному мягко, почти как [ШЬ]. Например, слово she [?i:] она следует произносить не [ШЫ], а мягко и протяжно [ШЫИ].

Буквосочетание ch имеет два чтения:

1) В большинстве слов ch читается [t?], т.е. передает звук, соответст­вующий русскому [Ч] в слове черта. Например: much [m?t?], cheek [t?i:k].

2) В словах от греческих корней ch передает звук [к]. В аналогич­ных русских словах это буква х. Например: anarchy [‘?n?ki] анархия, chemical [‘kemik?l] химический. Это преимущественно научные термины.

Пример:

[?]: sheep, shop, shut, push, finish [fini?]

[t?]: such, chess, match, chin, China [‘t?ain?]

[k]: chemist [‘kemist], technical [‘teknik?l], scheme [ski:m], school [sku:l]

Буква W, w. Звук [w]

Буква W, w перед гласными считается [w]. В русском языке такого звука нет. Этот согласный звук близок русскому звуку [В], но произно­сится одними губами. Произнося русский звук [В], мы прикасаемся верхними зубами к нижней губе. При произнесении звук [w] мы вытяги­ваем обе губы вперед, как для произнесения русского звука [У]. Приготовтесь сказать [У], а скажите [В], у вас получится [w]. He касайтесь зу­бами нижней губы.

Пример:

[i:]: we, weed, sweep, sweet

[e]: wed, wet, west, well

[i]: wit, will, wind, swift

Буква X, х

Буква X, х обычно передает сочетание звуков [ks], иногда [gz].

Пример:

[ks]: box, text, next, ax, axle, extent [iks’tent]

[gz]: exist [ig’zist], exact [ig’z?kt]

ГРАММАТИКА

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Множественное число

Множественное число подявляющего большинства существительных образуется с помощью суффикса -s. Если слово в единственном числе оканчивается на , s, -ch, -sh, -x, то суффикс принимает форму -es. Ес­ли слово оканчивается на букву , которой предшествует согласная, то буква у переходит в i, и конец слова получает форму -ies.

Единственное число Множественное число
а mар географическая карта maps [m?ps]
a pen перо, ручка pens [penz]
a Negro негр Negroes [‘ni:grouz]
a dress платье dresses [‘dresiz]
a match спичка matches [‘m?t?iz]
a dish блюдо dishes [‘di?iz]
a baby дитя babies [‘beibiz]

Т.о. суффикс -s произносится после глухих согласных звуков — [s]; после звонких согласных и гласных звуков — [z]. В форме —es суффикс множественного числа произносится [iz].

Небольшое количество слов имеет особую, унаследованную от ста­рых времен форму множественного числа. Запомните главные из этих существительных:

Единственное число Множественное число
man [m?n] человек men [men]
woman [‘wum?n] женщина women [‘wimin]
child [t?aild] ребенок children [‘е?ildr?n]
foot [fut] нога feet [fi:t]
tooth [tu: ?] зуб teeth [ti: ?]

Некоторые слова, заимствованные из других языков, сохранили ту форму множественного числа, которую они имели в этих языках. Нап­ример: formula формулаformulae формулы.

Нужно твердо усвоить правило образования множественного числа с помощью суффикса -s, так как в словарях особо отмечаются только те формы множественного числа, которые не подпадают под это правило.

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Прилагательные не изменяются ни в роде, ни в числе.

Пример:

a big table большой стол

a big map большая карта

a big apple большое яблоко

big tables большие столы

Т.о. английское прилагательное осталось без изменения во всех четырех примерах.

3. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Необходимо запомнить следующие семь личных местоимений, употребляемых в современном английском языке:

I [ai] я we [wi:] мы
He [hi:] you [ju:] вы
She [?i:] она он they [?ei] они
It [it] он,она, оно

Есть следующие особенности:

1)местоимение I я всегда пишет­ся с пропиской буквы;

2) местоимение ты отсутствует: по английски го­ворят «вы» во всех случаях жизни, поэтому местоимение you следует переводить мы или вы в зависимости от обстоятельств;

3) местоимения he и she употребляются только там, где речь идет о живых существах, а неодушевленные предметы обозначаются местоимением It.

Местоимение it переводится он, она или оно в зависимости от смысла. Например, предложение It stands on the table можно перевести Он (она, оно) стоит на столе, в зависимости от предыдущего текста: он, если речь идет, например, о глобусе; она — о лампе, оно — о зеркале.

4. ГЛАГОЛ

Настоящее неопределенное время

Настоящее неопределенное время называется по-английски The Present Indefinite Tense [‘prez?nt in’definit ‘tens]. Оно употребляется для обоз­начения обычного действия или состояния предмета, а также повторяю­щихся действий:

They study well. Они учатся хорошо. We live in Moscow. Мы живем в Москве. You go to the club. Вы ходите в клуб.

Спряжение глагола в этом времени очень просто. Возьмем глагол take брать:

Лицо Единственное число Множественное число
1-е I take я беру we take мы берем
2-е you take вы берете
3-е he (she, it) takes он (она, оно) берет they take они берут

Т.о. почти все формы совпадают с той формой глагола, которая дается в словаре. Единственным исключением является 3-е ли­цо ед. ч., имеющее окончание s.

После s, ch, sh, x (шипящих и свитящих звуков), а также после о окончание 3-го лица ед.ч. имеет форму -es: he goes [gouz] он идет; she wishes [‘wi?iz] она желает и т.д.
Произношение окончания -(e)s и его орфографические особенности:

1. После глухих согласных -[s]: I make — he makes [meiks] я делаю, он делает.

2. После гласных и звонких согласных — [z]: I see — he sees [si:z] я ви­жу, он видит; I feel — he feels [fi:lz] я чувствую, он чувствует.

3. После s, ch, sh, x — [iz]: I dress — he dresses [‘dresiz] я одеваюсь, он одевается; I wash — he washes [‘w??iz] я мою, он моет; I box — he boxes [‘b?ksiz] я боксирую, он боксирует.

4. В глаголе, оканчивающемся на букву с предшествующей соглас­ной, буква у переходит в i, и окончание les читается: [iz]: I study — he stu­dies [‘st?diz] я изучаю, он изучает.

ТЕКСТ

(перевести и выучить новые слова)

I study geology. I put lamp on the table. I open my book. I take a pen and a pencil. That man studies geology. He puts his books on the table. He makes no­tes. He takes his notebook and makes notes in it. His tried takes a map. His friends take pens and pencils. They take black pencils. They make maps. I see the maps. We study well.

Helen take my bag. Put my maps in it. Ben, take the lamp. Put it on the tab­le. Take a good pencil. Give me black pencil. Give Helen a good pen. Give me that book. Open the box. We open the box. He opens the boxes. Let the man open the box. Let me take an apple. Nick takes the maps and puts them in his bag. Put that notebook on the table. Helen gives me a good map. Let me take the maps. We see his friends. We see a woman. We see five women. We see them well. Helen gives me a book and a good map. I see a child. I see children . The child puts his notebooks and pencils in the bag. The children study well. The study mathematics. We all study — men, women and children.

Новые слова

all [?:1] все, все mathematics [m??i’m?tiks] математика
bag [b?g] портфель; мешок my [mai] мой
black [bl?к] черный Nick [nik] Ник (мужское имя)
book [buk] книга note [nout] заметка, запись
box [boks] ящик, коробка notebook [‘noutbuk] тетрадь, записная книжка
child [t?aild] дитя, ребенок on [?n] на
five [faiv] пять open [оuр?n] открывать
friend [frend] друг pencil [‘pensl] карандаш
geology [d? i’?l? d? i] геология put [put] класть, положить
give [giv] дать see [si:] видеть
good [gud] хороший study [‘st?di] учить(ся), изучать
his [hiz] его well [wel] хорошо
in [in] в woman [‘wum?n] женщина
man [m?n] человек, мужщина

УПРАЖНЕНИЯ

1. Перепишите первые десять предложений текста, следя за пра­вильным начертанием букв.

2. Напишите во множественном числе существительные: plan, lamp, man, box, child, note, pencil, woman, friend, book. Переведите эти слова.

3. Перепишите следующие предложения, заменив местоимение I местоимением he и поставив глагол в 3-м лице ед. числа:

I see a child. Study mathematics. I put the apples in the bag. I take the note­book. I make a box. I open the box.

Переведите эти предложения.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

I. Ответьте на следующие вопросы:

Как читаются буквы С, с и G, g?

Когда буква О, о читается [?] и когда [оu]?

Как читаются -s и -es в конце слова?

Какие звуки изображают сочетания sh, ch, ck, oo?

II. Прочтите вслух:

pin, pick, pun, cone, cool, chop, shop, ship, sheep, tune, sun, jade, yet, vex, wick

III. Переведите письменно на английский язык:

Я вижу книгу. Я вижу ребенка. Я беру мою тетрадь. Он открыват книгу. Он открывает хорошую книгу. Он берет черный карандаш. Они видят детей.

IV. Назовите и напишите английские слова, означающие:

ящик, книга, все, ребенок, друг, черный, хороший, хорошо, тетрадь, открывать, изучать, женщина, карандаш, видеть, положить, портфель, дать.

Добейтесь полной беглости в названии слов.

V. (Повторительное от 1 урока).

Как по-английски стол, брать, план, делать, тот, лампа, яблоко, и, позволять, географическая карта, меня, ручка, сказать?

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы комментировать.