La-vida arrow Дети arrow Оценка готовности к школе
Дети

Оценка готовности к школе

.:: 30.12.2007

Определение уровня развития связанной речи

Развитие связной речи является социально значимой задачей воспитания. Без этого умения ребёнку сложно адаптироваться в общении со сверстниками, затруднительно выражать свои потребности и желания.

Развитая связанная речь – основа коммуникативности ребёнка, и свидетельство высокой речевой культуры. Существует несколько способов определить степень этого навыка.

Составление рассказа по картинке

Предлагается картинка с простым и доступным для дошкольника сюжетом.

Даётся инструкция: Я покажу тебе картинку, а ты придумай рассказ. Что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если ребёнок затрудняется ответить, задаются наводящие вопросы: Кто изображён на картинке? Что они делают? Кто ещё? О чем говорят? Что может случиться потом?

готовность к школе готовность к школе

Нельзя составлять предложения вместо ребёнка или предлагать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы - иначе это помешает адекватно оценить уровень речевого развития.

Иногда ребёнок на вопросы взрослого, например: «О чем говорят дети, изображённые на картинке?», отвечает: «Не знаю». В этом случае ребёнка необходимо подбодрить: «Придумай сам. Это ведь твой рассказ. Как тебе кажется, о чем бы они могли говорить?» и т. д.

Анализ результатов

1 балл - ребёнок только перечисляет предметы, изображённые на картинке. Например: девочка, кукла, мальчик, еще мальчик, лошадка и т. д. На наводящие вопросы отвечает односложно (например, «Что дети делают?» - «Играют»), молчит или говорит: «Не знаю».

2 балла – ребёнок составляет 2-3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов. Часто предложения не связаны между собой. Например: Девочка играет в песочек. Мальчик стоит с машинкой.

3 балла – ребёнок составляет рассказ из 4-5 предложений. При этом предложения могут отображать события, не отображённые непосредственно на картинке.

Например: Девочка играла в песочек, у нее были курочки. Пришёл мальчик. У него была машина, на ней он привёз корм курочкам и стал их кормить.

Вариант ответа по другой картинке: Решили мальчики поиграть с лошадкой. Пришла девочка с куклой и тоже стала с ними играть. А другой мальчик решил напоить лошадку. Он сходил за водой, набрал воду в ведёрко, принёс, дал лошадке попить.

4 балла - ребёнок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героев.

Например: Девочка вышла погулять на улицу. У нее было много формочек, разноцветные флажки, птички — курочки и петушок. Она стала строить птичкам домик. Мальчик захотел ей помочь и сказал: «Давай я тебе буду возить песок для домика». Девочка сказала: «Ты вози песок, а я буду строить». Мальчик лопаткой насыпал песок в грузовик и высыпал, где домик. Они построили большой дом, чтобы птичкам было удобно. И курочки стали нести яйца.

Вариант ответа по другой картинке: Однажды мальчик Петя и девочка Таня захотели поиграть. Петя сказал: «Давай я тебя повезу на моей красивой лошадке». Таня взяла куклу и сказала: «Давай. Я поеду с дочкой». Подошёл другой мальчик – Дима, и сказал: «Лошадка хочет пить, ей надо дать попить, и стал поить лошадку холодной водой. Им было весело. Потом Таня не захотела играть, и пошла домой, а мальчики стали по очереди кататься на лошадке.

Определение уровня развития связанной речи на основе составленного рассказа:

Баллы Пять лет Шесть лет Семь лет
1 средний низкий очень низкий
2 высокий средний низкий
3 высокий высокий средний
4 очень высокий очень высокий высокий

Совет родителям

Если по результатам тестирования ребёнок получает низкий и средний балл, стоит обратить особое внимание на развитие связанной речи. Постарайтесь регулярно заниматься составлением рассказов по картинке, которую можно взять из любой детской книжки. Если сюжет рассказа или сказки ребёнку знаком, предложите ему придумать свой вариант – «Как могли развиваться события, если бы сказку придумывал ты». «Давай придумаем другую сказку к этой картинке».

Когда у ребёнка возникает затруднение – ненавязчиво подскажите идею и предложите продолжить. Если ребёнку неинтересно, постройте занятие в форме другой игры – маме требуется помощь, сама она не справится и т. п.

Для развития связанной речи также полезно придумывать рассказы и не по картинке, а сочинить сказку, рассказ, о том, кто, например, «живёт вон в том зелёном домике». При этом обращайте внимание на различные предлоги (красочный, звонкий, волшебный и т. д.).

Старайтесь описывать не только события в сказке или рассказе, но и придумывать чувства героям, различные диалоги и выдумывать новых, своих собственных персонажей.

Оценка произвольности познавательных процессов

Тест «Сравни картинки»

Тестирование ребенка Тестирование ребенка

Ребёнок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками. Всего отличий 10.

Результаты:

1-й уровень успешности – ребёнок самостоятельно нашёл все 10 различий. Он целенаправленно сравнивал картинки, не отвлекался, сам подсчитывал количество найденных различий.

2-й уровень успешности – ребёнок самостоятельно нашёл 5-7 отличий. Но с помощью психолога (педагога, мамы – взрослого), направляющего его внимание на определённый фрагмент картинки, смог отыскать все различия.

3-й уровень успешности – ребёнок прекратил целенаправленный поиск после нахождения 3-4 различий. Для продолжения работы ему необходима помощь взрослого (психолога, педагога, мамы), заключающаяся в активном направлении внимания ребёнка на конкретное различие.

4-й уровень успешности – ребёнок после нахождения одного различия начинает перечислять все, что нарисовано на картинке. Выполнение задания при этом возможно только при активном включении взрослого в совместный анализ рисунков и удержание внимания ребёнка на работе.

Сухова Людмила, детский психолог

Продолжение: Тестирование дошкольников

В начало: Готовность ребенка к школе

Похожие статьи
Copyright © 2006-2019 La-Vida.Ru
 :: Условия использования сайта