La-vida arrow Дети arrow Тестирование дошкольников
Дети

Тестирование дошкольников

.:: 30.12.2007
тестирование дошкольников

Тест на пространственное восприятие (по Н.И. Гудкиной)

«Домик»

Суть задания состоит в срисовывании картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки. Тест позволяет определить готовность ребёнка к школьному обучению и владению письмом, рассчитана на детей с 5 лет.

Сначала ребёнок должен получить инструкцию: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Попробуй нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (образец с "Домиком" все время перед глазами). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то не стирай*, а исправь, или возьми новый листочек. Тебе понятно задание? Тогда приступай к рисунку".

________

* некоторые дети пытаются исправить ошибку ластиком или размазывают пальцем

Результаты:

1-й уровень успешности – задание выполнено практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вертикальная) не смещена. Приступая к заданию, ребёнок сосредоточен, по ходу работы часто сверяется с образцом.

2-й уровень успешности – в задании допускается 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, нерезко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. Но при проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их.

3-й уровень успешности – в задании 4-5 ошибок: грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу, неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Ребёнок во время выполнения задания отвлекается, а ошибки замечает, только если на них указывает взрослый.

4-й уровень успешности - на рисунке отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90-180°. Ребёнок практически не пользуется образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению. Количество ошибок — более 6.

К ошибкам относятся:

  • отсутствие элемента (правая и левая части забора оцениваются отдельно;
  • замена одного элемента другим;
  • неправильное изображение элемента;
  • разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
  • выход линий штриховки за контур;
  • увеличение или уменьшение всего рисунка или отдельных деталей более чем в два раза;
  • изменение наклона линий более чем на 30°;
  • неправильное пространственное расположение рисунка.

Очень важно при оценке результатов эксперимента учитывать возраст ребёнка. Так, дети 5 - 6 лет редко получают 0 баллов в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает 1 уровень успешности, то это свидетельствует об определённых затруднениях ребёнка.

При тестировании психолог или педагог, как впрочем, и родитель обязательно отмечает, какой рукой ребёнок рисует (правой или левой). Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекается ли во время работы; сверяет ли ребёнок после окончания работы свой рисунок с образцом.

Посмотреть картинки результатов теста >>

Оценка произвольного внимания

Тест на готовность к школе

Диагностику внимания, умение действовать по правилу, самоконтроль, пространственная ориентировка, развитие мелкой моторики проведём с использованием методики «Графический узор».

Ребёнку даётся задание перерисовать на тетрадный лист, в клетку имеющийся на образце графический узор, а затем самостоятельно продолжить его до конца страницы.

Образец остаётся на доске либо отдельном листе перед глазами. В задании оцениваются точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.

1-й уровень успешности – ребёнок полностью справился с заданием и не допустил ни одной ошибки. Он точно копирует образец и продолжает узор до конца строки. При этом ребёнок работает внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

2-й уровень успешности – ребёнок также успешно выполнил задание, но в работе присутствуют некоторые неточности, которые ребёнок сами замечает и исправляет, сверяясь с образцом.

3-й уровень успешности – ребёнок точно срисовал образец узора, но допустил ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Ребёнок отличается высокой моторной расторможённостью, быстрым истощением внимания, он не может сосредоточиться на целенаправленной деятельности.

4-й уровень успешности – ребёнок изначально не может скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.

Посмотреть картинки результатов теста >>

Сухова Людмила, детский психолог

Предыдущая: Оценка готовности к школе

В начало: Готовность ребенка к школе

Похожие статьи
Copyright © 2006-2019 La-Vida.Ru
 :: Условия использования сайта