Вопрос готовности ребёнка к школе, волнует многих мамочек детей шестилеток. Вот-вот и в первый класс! Любая мать желает отдать ребёнка не абы кому, а к самому лучшему педагогу начальных классов. Но как известно, во многих школах существует практика тестирования будущих учеников, которая позволяет оценить готовность ребёнка к обучению в школе.
В идеале, тестирование должно проводиться психологом ещё в детском саду (ДОУ). И по результатам тестирования и наблюдения за каждым ребёнком, психолог даёт рекомендации и советы.
Однако психологи есть не в каждом ДОУ, и не все дети дошкольного возраста посещают детский сад.
Во-первых, понятие готовности – многокомпонентная структура, состоящая из интеллектуальной, личностной и физической готовности ребёнка.
Интеллектуальный аспект – предполагает наличие у ребёнка кругозора, связанной речи, запаса конкретных знаний, основ логического мышления, развитую мелкую моторику рук.
Личностный аспект – это готовность к принятию новой социальной позиции, что особенно важно для детей, не посещавших ДОУ. Заключается в наличии учебной мотивации, умение общаться со сверстниками и взрослыми, подчинение законам детской группы. К началу обучения в школе ребёнок должен обладать хорошей импульсной устойчивостью, способностью длительное время выполнять задания, которые ему и неинтересны и непривлекательны.
Физическая готовность определяется физическим развитием ребёнка и его соответствие возрастным нормам. Довольно часто в первоклашки идут дети, которым еще только 6 лет, но они достаточно рослые и крепкие, интеллектуально и социально подготовленные к школе, равно как и 8-летки, оставленные на лишний год в детском саду по причине недостаточно крепкого физического здоровья и развития.
Итак, первый этап самый простой – на диагностику кругозора:
Первые пять вопросов задаёт любой учитель начальных классов на тестировании. Обращаю внимание, что ответ должен быть полным. Например, на вопрос «как тебя зовут?» Ребёнок часто отвечает: «Ваня». Тогда учитель спрашивает: «А как твое полное имя?». Ребёнок должен ответить совершенно чётко: «Иван Петрович Сидоров».
Дошколёнок уже совершенно точно должен знать, сколько ему лет, когда у него день рождения, и как называется город, в котором он живёт, а также точный адрес. Где работают мама и папа, знать необязательно, а вот их полные имена – непременно!
Далее, следуют вопросы, на кругозор, часто на большинство этих вопросов знают ответы и трёхлетние дети.
Подобные вопросы могут иметь массу вариаций, например: «Назови лишнее слово: ручка, карандаш, тетрадь, фломастер. Объясни почему».
Занимаясь с ребёнком дома, приучайте его давать на любой вопрос развёрнутый ответ. Например: Слова «ручка», «фломастер» и «карандаш» – это инструменты для письма и рисования. А «тетрадь» – это листы бумаги, на которой пишут (этими инструментами). Дело в том, что построение развёрнутого высказывания требует произвольности и осознанности.
Сначала ребёнку дают инструкцию: «Я прочитаю рассказ, а ты слушай внимательно и постарайся запомнить, а потом мне рассказать. Постарайся рассказать слово в слово.
Жили три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани»
Этот текст произносится столько раз, пока ребёнок не повторит его в точности. Потом задается вопрос: «Кто самый высокий?»
Результаты:
Уровень развития памяти |
Уровень развития умозаключения |
|||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |
6 лет | 8 | 5-7 | 1-4 | 10 | 5-9 | 1-4 |
7 лет | 7 | 3-6 | 1-2 | 8 | 3-7 | 1-2 |
Важно: проводя тестирования ребёнка, родитель или специалист должен в первую очередь придерживаться правил:
Перед началом теста установить положительный контакт с ребёнком, привлечь его внимание, а затем поддерживать его интерес к выполняемым заданиям. Некоторые дети не сразу понимают суть задания. В этом случае тестирование начинают с лёгкого, тренировочного варианта, пока ребёнок не поймёт, в чем заключается задание. Так как дети дошкольного возраста быстро утомляются и неспособны длительно концентрировать внимание, продолжительность тестирования должна составлять не более 20 минут. При этом старайтесь после каждого задания переходить на другой вид работы (лёгкое, трудное, вербальное, невербальное, зрительное, слуховое и т. д.).
Ребёнку нельзя подсказывать, а задавать наводящие вопросы можно в том, случае, когда видно, что ребёнок совершенно затрудняется в ответе, говорит: «Я не знаю». Все виды помощи нужно запоминать или фиксировать, чтобы правильно отразить результат.
Продолжение: Оценка готовности к школе
Сухова Людмила, детский психолог