La-vida arrow Дети arrow Готовность ребенка к школе
Дети

Готовность ребенка к школе

.:: 25.12.2007
Готовность ребенка к школе

Вопрос готовности ребёнка к школе, волнует многих мамочек детей шестилеток. Вот-вот и в первый класс! Любая мать желает отдать ребёнка не абы кому, а к самому лучшему педагогу начальных классов. Но как известно, во многих школах существует практика тестирования будущих учеников, которая позволяет оценить готовность ребёнка к обучению в школе.

В идеале, тестирование должно проводиться психологом ещё в детском саду (ДОУ). И по результатам тестирования и наблюдения за каждым ребёнком, психолог даёт рекомендации и советы.

Однако психологи есть не в каждом ДОУ, и не все дети дошкольного возраста посещают детский сад.

Как определить готовность ребёнка к школе

Во-первых, понятие готовности – многокомпонентная структура, состоящая из интеллектуальной, личностной и физической готовности ребёнка.

Интеллектуальный аспект – предполагает наличие у ребёнка кругозора, связанной речи, запаса конкретных знаний, основ логического мышления, развитую мелкую моторику рук.

Личностный аспект – это готовность к принятию новой социальной позиции, что особенно важно для детей, не посещавших ДОУ. Заключается в наличии учебной мотивации, умение общаться со сверстниками и взрослыми, подчинение законам детской группы. К началу обучения в школе ребёнок должен обладать хорошей импульсной устойчивостью, способностью длительное время выполнять задания, которые ему и неинтересны и непривлекательны.

Физическая готовность определяется физическим развитием ребёнка и его соответствие возрастным нормам. Довольно часто в первоклашки идут дети, которым еще только 6 лет, но они достаточно рослые и крепкие, интеллектуально и социально подготовленные к школе, равно как и 8-летки, оставленные на лишний год в детском саду по причине недостаточно крепкого физического здоровья и развития.

Итак, первый этап самый простой – на диагностику кругозора:

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Когда у тебя день рождения?
  4. Как называется наш город?
  5. Как зовут твоих родителей?
  6. В какое время года на деревьях появляются листья?
  7. Что остаётся на земле после дождя?
  8. Чем отличается день от ночи?
  9. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
  10. Утром ты завтракаешь, а вечером…
  11. Днём светло, а вечером…
  12. Москва. Киев. Ростов – это…
  13. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собачка – это…, а маленькая овечка – это…
  14. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Что у них общего?
  15. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
  16. У кошки есть шерсть, а у утки…
  17. Голубь может летать, рыба…
  18. Птица может петь, а собак …

Первые пять вопросов задаёт любой учитель начальных классов на тестировании. Обращаю внимание, что ответ должен быть полным. Например, на вопрос «как тебя зовут?» Ребёнок часто отвечает: «Ваня». Тогда учитель спрашивает: «А как твое полное имя?». Ребёнок должен ответить совершенно чётко: «Иван Петрович Сидоров».

Дошколёнок уже совершенно точно должен знать, сколько ему лет, когда у него день рождения, и как называется город, в котором он живёт, а также точный адрес. Где работают мама и папа, знать необязательно, а вот их полные имена – непременно!

Далее, следуют вопросы, на кругозор, часто на большинство этих вопросов знают ответы и трёхлетние дети.

Подобные вопросы могут иметь массу вариаций, например: «Назови лишнее слово: ручка, карандаш, тетрадь, фломастер. Объясни почему».

Занимаясь с ребёнком дома, приучайте его давать на любой вопрос развёрнутый ответ. Например: Слова «ручка», «фломастер» и «карандаш» – это инструменты для письма и рисования. А «тетрадь» – это листы бумаги, на которой пишут (этими инструментами). Дело в том, что построение развёрнутого высказывания требует произвольности и осознанности.

Задание на уровень развития памяти

Сначала ребёнку дают инструкцию: «Я прочитаю рассказ, а ты слушай внимательно и постарайся запомнить, а потом мне рассказать. Постарайся рассказать слово в слово.

Жили три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани»

Этот текст произносится столько раз, пока ребёнок не повторит его в точности. Потом задается вопрос: «Кто самый высокий?»

Результаты:

Уровень развития памяти

Уровень развития умозаключения

низкий средний высокий низкий средний высокий
6 лет 8 5-7 1-4 10 5-9 1-4
7 лет 7 3-6 1-2 8 3-7 1-2

Важно: проводя тестирования ребёнка, родитель или специалист должен в первую очередь придерживаться правил:

Перед началом теста установить положительный контакт с ребёнком, привлечь его внимание, а затем поддерживать его интерес к выполняемым заданиям. Некоторые дети не сразу понимают суть задания. В этом случае тестирование начинают с лёгкого, тренировочного варианта, пока ребёнок не поймёт, в чем заключается задание. Так как дети дошкольного возраста быстро утомляются и неспособны длительно концентрировать внимание, продолжительность тестирования должна составлять не более 20 минут. При этом старайтесь после каждого задания переходить на другой вид работы (лёгкое, трудное, вербальное, невербальное, зрительное, слуховое и т. д.).

Ребёнку нельзя подсказывать, а задавать наводящие вопросы можно в том, случае, когда видно, что ребёнок совершенно затрудняется в ответе, говорит: «Я не знаю». Все виды помощи нужно запоминать или фиксировать, чтобы правильно отразить результат.

Продолжение: Оценка готовности к школе

Сухова Людмила, детский психолог

Обсудить на форуме >>

Похожие статьи
Copyright © 2006-2017 Русинова Наталья
 :: Условия использования сайта