Дети

Воспитание ответственности

.:: 15.04.2010
Воспитание ответственности

Ответственным - не рождаются, ответственным - становятся.

Взрослый человек может вынужденно брать на себя ответственность, по моральным принципам, оказавшись в критической ситуации. Вспомните, как начинался всемирно известный сериал «LOST» («остаться в живых»). Случилось непредвиденное – катастрофа, люди в растерянности, панике, шоке, беспомощны. Но находятся такие, кто берет на себя ответственность за остальных, неспособных защититься и принимать решения.

В основе чувства ответственности всегда лежит нравственное воспитание человека. Оно начитается с детства. Многих мам заботит вопрос, когда ребёнок способен понимать свои поступки и когда он способен принять и понять наказание. Конечно, это зависит от темпа интеллектуального развития, но в среднем уже к двум годам ребёнок прослеживает связи между действием и последствиями.

Кстати, упомянув наказание, я имею не физическую расправу. Наказанием может служить любая негативная реакция - эмоциональная (мама заплакала, загрустила), физическая (любимая игрушка разбилась), временная (не успел посмотреть мультики).

В возрасте около 2 лет ребёнок по большей части различает эмоциональный ответ на свои действия – улыбки, смех, крик.

Освоение пространства и инициатива

Все детки растут разными темпами, но многие из них подходят к некоему рубежу в возрасте трёх лет. Это, то время когда начинается социальная адаптация ребёнка, к этому времени накоплен определённый багаж знаний и навыков, а главное, в этом возрасте дети уже умеют выражать свои мысли и начинают осваивать окружающее пространство, проверяют территорию дозволенности. Они уже способны кое-что делать самостоятельно.

Что можно поручить в возрасте около трёх лет: убирать за собой игрушки, встречать гостей, помогать накрывать на стол, самому шнуровать ботинки. Это ещё не воспитание ответственности, а всего лишь самостоятельность и свобода, которая является малюсенькой ступенькой в воспитательной лесенке. В то же время в этом самом возрасте ребёнок противится, капризничает, может делать назло. Очень важно для родителей не отступать от намеченного и чётко вести свою линию.

Следующий этап с возраста примерно 3,5 лет и до 5 интенсивного развития и познавания мира. И это, то самое время, когда мы берём в руки первые детские книжки и начинается рассказ: «что такое хорошо, и что такое плохо». В воспитании на данный момент самое главное – недопущение противоречий в поведении взрослых. Слова не должны расходиться с делом, иначе, когда один родитель запрещает, другой разрешает, весь воспитательный смысл теряется.

Если ребёнку даются поручения, они должны быть посильными и обязательно выполняться. Так, ребёнку можно поручать раскладывать свои вещи в шкафу, убирать игрушки, причём не в общую бездонную корзину, а на определённые места. Нет любимой книжки на полке, значит, останешься без сказки. Кроме того, для ребёнка очень важен эмоциональный ответ на своё действие или бездействие. Он ждёт одобрения своим поступкам и нельзя скупиться на похвалу за хорошо выполненное поручение. Часто мамы стараются все сделать сами, по той причине, что ребёнок не в состоянии в силу возраста сделать хорошо, и мотивация: «все равно потом переделывать» приводит к тому, что у ребёнка гасится инициатива, не развивается самостоятельность, нет возможности проявить себя, быть полезным.

Работа, которую поручено выполнить ребёнку должна оцениваться не по результату, а по старательности. Ведь ребёнку пяти лет сложно, например, расправить идеально покрывало на кровати, но похвалы достойно стремление убрать кровать, без напоминаний.

Моя знакомая недавно совершила ужасную ошибку: отправила за хлебом дочь пяти с половиной лет. Ошибка, конечно, была не в этом. Мать поручила дочери купить буханку белого хлеба. Белого хлеба в магазине не оказалось, батонов тоже, и дочь купила сдобных булок с изюмом. Но придя домой, получила от матери нагоняй: «не надо было покупать, сходила бы попозже». Но в чем собственно виноват ребёнок – в том, что проявила инициативу, сообразила, чем можно заменить батон?

Проявление инициативы доказывает, что ребёнок способен принимать самостоятельные решения. И у него обязательно должно быть право проявить свои навыки и умения. Даже если это обернётся некоторым ущербом для родителей.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. И помогите ему, если он просит, но ровно настолько, сколько он не может выполнить сам. Помните, что «помочь» это не значит «сделать за него». Вы должны лишь подтолкнуть руль в нужном направлении, постепенно передавая управление.

Забота и обязательность

В возрасте около семи лет у детей только начинает формироваться чувство ответственности. Это тот возраст, когда ребёнок задумывается: раздавить ли ему бегущую букашку, или отпустить. В этом возрасте дети тянутся к братьям нашим меньшим, большинство из них просит хомячка, котёнка, рыбку. И именно сейчас дети особенно чуткие к тому, что внушают им взрослые.

«А если я знаю единственный в мире цветок, он растёт только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмёт и съест его и даже не будет знать, что он натворил? И это все, по-твоему, не важно?» ©А.С. Экзюпери.

На обращении с животными легче всего воспитывать у ребенка такие чувства, как забота, обязательность и ответственность. Так, ребенку объясняют: «Покорми киску, а то у нее от голода животик заболит»; «Почисти клетку хомячку, а то он уйдёт жить к другому мальчику». Только есть один нюанс: родители часто отказывают ребенку в домашнем любимце, зная, что ему надоест ухаживать и заботу переложит на родителей. Но надо учитывать что такое поведение естественно для большинства детей. Они теряют интерес, а вовсе не жестоки или эгоистичны, у растущего и познающего мир ребенка интересы меняются постоянно. Обратите внимание на общение детей между собой – сегодня дружатся, завтра ссорятся, послезавтра снова не разлей вода. Поэтому нельзя заводить домашнего питомца, рассчитывая, что ребенок будет верен ему и своему интересу постоянно. Можно заранее обговорить, что о животном будут заботиться все и разделить обязанности. Если не имеете времени убирать и ухаживать за зверьком сами, заведите того, кто потребует меньшего времени, скажем, кошку, а не собаку, или черепашку, а не хомячка.

Любое дело не будет иметь воспитательного эффекта, если вы будете оберегать своего ребенка от всевозможных негативных последствий. Вы должны позволить ему увидеть и испытать отрицательный результат своего действия или бездействия, как бы это ни было неприятно. Лишь тогда до него дойдёт смысл произошедшего, лишь тогда он становится сознательным.

Ответственность - это непросто хорошее выполнение обязанностей, как считают иногда родители, а состояние когда человек полностью отдаёт себе отчёт в выполняемых действиях и берет на себя вину за результат выполнения или невыполнения этого дела или поручения. Именно осознание себя, как причину любых последствий совершаемых поступков, готовность отвечать за совершенное, позволяет вырасти ответственным человеком.

Контроль и ответственность

По-настоящему испытывать на себе последствия своих действий дети начинают, поступая в школу. Они уже гордо вздёрнув нос, проходят мимо своего детского сада, им уже можно идти по улице одним из школы, появляются первые карманные деньги, и конечно, воспитательный процесс в школе. Но по большому счету, в этом возрасте дети взрослеют оттого, что родительская опека ослабевает, больше времени проходит без надзора, больше свободы и больше самостоятельности.

Контроль родителей в этом возрасте заключается в том, чтобы подтолкнуть ребенка в верном направлении. Нужно постараться предоставить ребенку всю информацию: как могут развиваться события в зависимости от выбранного решения в определённых ситуациях, и лишь посоветовать, что выбрать.

Контролировать учебный процесс, это вовсе не значит делать за ребёнка уроки, даже если задание слишком сложное, объясните его решение на аналогичном примере. Решать вопрос с потерянными вещами, забытыми тетрадками, незаписанными заданиями, ребенок тоже должен сам.

Очень помогают в воспитании ответственности личные интересы ребёнка. Интерес – это потребность, в определённых знаниях, и надо воспользоваться этой потребностью. Моя дочка начала грезить в 8 лет бальными танцами, я предложила ей обзвонить все студии в городе и узнать, где принимают девочек её возраста. Она никогда до этого не вела «деловых» переговоров, но интерес к танцам пересилил робость, и она сама записалась в группу. Сама составляла расписания, готовила одежду, а впоследствии ездила на танцы.

Когда взрослеть?

Если вы зададите вопрос любому старшему школьнику, когда он стал чувствовать себя взрослым, то, скорее всего, услышите, что ощущение взрослости наступает с появлением у молодых людей свободы и ответственности. Когда тебе доверяют родители и окружающие, общаются на равных? Когда ты достаточно серьёзен, способен принимать решения, можешь постоять за себя.

Но это все впереди, а пока дети малы, ответственность – это большая нагрузка для ещё формирующейся личности и важно не перегнуть палку, а быть примером: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: Родители – пример ему!» © С. Брандт.

Татьяна Есеева

Похожие статьи
Copyright © 2006-2024 La-Vida.Ru
 :: Условия использования сайта